Моаи. Статуи на острове Пасхи
Говоря о острове, мы вспоминаем об огромных каменных фигурах, вырезанных из монолита и стоящих на берегу. Их называют Моаи - (смотрящий глаз). Моаи - статуи, вырезанные из сжатой вулканической золы на Рапа Нуи (Остров Пасхи). Каждая статуя монолитна, то есть, вырезана из одного камня. Примерно пятая часть статуй, которая была перемещена к церемониальным участкам и затем установлена, имела красные каменные цилиндры пукау, помещенные на их головы. Эти "topknots" верхние шапки, поскольку их так часто называют, были вырезаны в единственном карьере, известном как Пуна По.
Почему статуи?
В общей сложности 887 монолитных статуй - моаи, как их называют - были расположены вокруг острова. Размеры статуй варьируются от одного метра до свыше 10 метров в высоту. Вопреки распространённому мнению, такие каменные статуи не являются уникальными для острова Пасхи. Джо Энн Ван Тилбурга, одна из археологов в Лос-Анджелесе и одна из ведущих мировых экспертов по вопросам острова Пасхи, считает, что каменные статуи на Рапа-Нуи, не отличаются от других статуй на Маркизских островах в южной части Тихого океана. "В самом деле, меньшие версии статуй на острове Пасхи также находятся на Таити и Гавайях"- говорит она.
"Моаи острова Пасхи не являются уникальными с точки зрения того, как они были использованы"- говорит она. "Но их форма является уникальной. И это - то, что выросло из индивидуальных и эстетических обычаев острова Пасхи". Что касается их целей, то Ван Тилбурга говорит:- "Они были построены по трём причинам - идеологического, политического и экономического характера".
Моаи стоят на склоне Рано Рараку.
"С идеологической точки зрения, всё указывает на то, что существует обожествление в основном глав родов или по линии наследования"- поясняет она. "Помните, что у нас нет каких-либо прямых этнографических данных, в связи с этим. Это заключение целого ряда отдельных линий доказательств. С политической точки зрения, они использовали статуи в рамках консолидации своих претензий к исконным землям. И с экономической точки зрения, это было частью стратегии для перераспределения продовольствия". Об этом последнем моменте она говорит, что в полинезийской культуре каждая семья имеет равные права на части острова и ландшафта, для производства продуктов питания. Продукты питания должны быть перераспределены между всеми, так как менее успешные роды не имеют доступа к продовольствию.
По сути, статуи стоят для того, чтобы вожди могли бы показать то, как в Полинезии мана управляют политической и духовной властью. Патриция Варгас с этим согласна. Она является директором института исследований на острове Пасхи при Университете Чили в Сантьяго, и провела 12 лет, проживая на острове. " Моаи сами по себе, как дом для мана их предков"- поясняет она. "Это представление помогает понять как моаи, очень тесно связаны с предками и богами".
Она говорит, что в Рапа-Нуи первоначально резные статуи были просто скульптурами. Но их убежденность в том, что когда статуя сделана и открыла глаза, то дух этого предка вошёл в статую через глаза и превратил статую в живого человека.
Моаи с шапками на голове стоят на платформе (аху), глядя внутрь острова.
Причина внутренних убеждений моаи сталкивается с внешними проявлениями. Как говорит Варгас:- "Статуя была на вершине платформы для внутреннего наблюдения, чтобы знать, как живут люди. Итак: статуя или несколько статуй на платформе, будут улучшать жизнь общества. В то же время они будут делать это для определенной группы, племени или рода. Таким образом, это символ поклонения".
На вопрос о том, каким образом моаи получили их окончательное место отдыха, ответ не столь очевиден.
Приблизительно 95 % из 887 моаи, известных до настоящего времени, были вырезаны из сжатой вулканической золы в Рано-Рараку. Из них 394 моаи все еще остаются видимыми сегодня. Недавняя картография GP в интерьере, конечно, добавит дополнительных моаи к этому счету. Карьеры в Рано-Рараку, кажется, оставлены резко. Многие незаконченные статуи все еще стоят на месте, где их начали делать.
Однако образец работы очень сложен и все ещё изучается. Фактически все законченные моаи, которые были перемещены от Рано-Рараку и установлены вертикально на церемониальных платформах, были впоследствии свалены потомками островитян в период после того, как строительство прекратилось.
Хотя обычно фигуры идентифицируют только как "головы",но моаи - фактически голова и часть обрезанного туловища.
Наиболее общепринятая теория - та, что статуи были вырезаны полинезийскими колонизаторами острова. Это произошло примерно в 1000-1100 г.г.до нашей эры. В дополнение к представлению предков покойного, как только моаи были вертикально поставлены на церемониальных участках, так возможно, они были расценены как воплощение мощных живущих руководителей. Они были также важными символами положения и происхождения в обществе.
Моаи были вырезаны высокопрофессиональным классом резчиков. Они были сопоставимы в статусе высокопоставленным членам других полинезийских ремесленных гильдий. Статуи, должно быть, были чрезвычайно дороги ремесленникам. Не только потому, что фактическое вырезание каждой статуи требует усилий и ресурсов, но и потому, что готовое изделие тогда буксировалось к его заключительному местоположению для установки.
Точно не известно, как моаи были перемещены, но процесс, почти наверняка, требовал человеческой энергии, верёвок, деревянных саней или бревен. Другая теория - это то, что моаи, возможно, передвигали методом раскачивания вперёд.
К середине 1800-тых, все моаи вне Рано Рараку и многие в пределах самого карьера были повалены. Сегодня, приблизительно 50 моаи были повторно установлены на их церемониальных участках.
Древние легенды острова говорят о руководителе клана по имени Хоту Матуа, который оставил свою родину в поисках нового. Место, которое он выбрал, теперь известно нам как остров Пасхи. Когда он умер, остров был разделён между его шестью сыновьями, а позже - по наследству среди их потомков.
Островитяне, возможно, полагали, что их статуи захватили бы "мана" (сверхъестественные силы) руководителей. Они, возможно, полагали, что если мана будет концентрироваться на острове, то положительная энергия будет всегда: дождь будет идти, и зерновые культуры будут расти. Эта легенда, как фрагмент того, что всё было достаточно сложно и многогранно. К тому же время меняет легенды.
Рон Фишер в его работе об острове Пасхи - "Размышляющий Страж Камня", упоминает, что на острове жило два клана людей, - так называемые "Длинные Уши" и "Короткие Уши". "Короткие Уши" были порабощены "Длинными Ушами". Те вынудили "Короткие Уши" вырезать моаи. После многих поколений порабощения "Короткие Уши" восстали. Они убили всех своих поработителей. Этим и объясняется резкий конец вырезания статуй.
Некоторые Моаи повернуты лицом внутрь острова, чтобы следить за деревней.
Многие из них были зарыты до плеч и, таким образом, были видны только их головы.
Все моаи были повалены в племенных войнах приблизительно 250 лет назад. Многие были недавно восстановлены: первые в 1950-ых г.г. Они стоят на скалистой лаве, как свидетельство истории о тех, кто создавал их. Моаи были прототипами их предков. Предки островитян верили в сделанное божество. Моаи были впервые выкопаны Туром Хейердалом в 1950-ых и тогда же, были сфотографированы.
Уникальная базальтовая статуя весом 4 т. и высотой 2,5 м., перевезенная англичанами в 1868 году в Британский музей в Лондоне
Восстановленные глаза статуй в Анакене устремлены в даль